Navin.ru🤍 Navin.ru🤍
Приветствую тебя дорогой друг на нашем сайте христианского общения. Для того чтоб воспользоваться всеми функциями сайта, необходимо зарегистрироваться
Авторизация

Духовный опыт...

Размещаю прекрасный опыт на который можно ориентироваться духовным соискателям...

Спасибо всем кто предложил эту статью и тем кто над ней работал...

Изложено кратко и по существу...

Исихазм (от греч. hēsychía — молчание, одна из главных добродетелей в исихазме) — восточно-христианская аскетическая мистическая (т.е. сакральная, предполагающая непосредственное общение с Богом в экстатическом акте откровения [40] и имеющая поэтому индивидуальный характер) практика (ставшая основой православия), ядром которой является непрестанное творение в уме («умное делание») Иисусовой молитвы (котoрая и приводит человека к общению с Богом, когда человек созерцает божественный свет), а главной целью —обожение. Обожение («спасение» в восточно-христианской традиции) означает единение человека с Богом (при сохранности границ между ними), причастность человека Богу, уподобление души человека Богу и потому приобретение ею ряда Его атрибутов (безграничность, бессмертие). Обожение может быть осуществлено лишь по Божиейблагодати (особой силе, энергии Бога), которую можно обрести лишь в практике. Считалось, что обожению подвергаются и тело, и душа как психофизическое единство, т.е. ставилась задача не угнетения тела, а его воспитания и преображения [40].

В текстах исихастов чаще всего упоминаются следующие цели практики:

Духовно-нравственное совершенствование (мотивация нравственного и личностного развития), прежде всего избавление от страстей и неприемлемых побуждений:«бесстрастие» [1, 13]; [22, 519], «удаление от дел греховных» [7, 635], «чистота сердца» [11,7].

Общение с Богом и единение с ним (мотивы коммуникации с божественным):«вознестись к своему Владыке и беседовать с Ним без всякаго посредника» [27, 207], «неудержимое жаждание пребывать с единым Господом» [8, 366].

Познание Бога и Его атрибутов (познавательные мотивы): «пребывать в божественных созерцаниях» [5, 26], «сознательно и опытно царствие небесное сущим внутрь вас познать и приять» [26,239].

Достижение указанных целей осуществляется исихастом (как синонимы мы используем термины «аскет», «подвижник», «монах») через принятие определенного образа жизни (предполагавшего следование христианским добродетелям, отказ от мирского общения, чтение священных книг, отшельничество, ограничения в удовлетворении органических потребностей) и выполнение конкретных практик (техник), направленных на контроль и управление собственной психикой [1, 27, 148]; [14, 427—428]; [11, 8]; [15, 181]; [8, 453].

Одной из основных является практика «хранения ума в сердце». Функциями «ума» считаются познание (мышление) и самоконтроль, «сердце» связывается с мотивами и эмоциями. Обычным вместилищем, органом «ума» признается мозг, а должным — сердце [3, 292]. Данная техника предполагает (наряду со «сведением ума в ум» — освобождением разума от греховных мыслей) пребывание «ума» в «сердце», без чего оттуда могут исходить греховные желания — «помышления злыя» [30, 464—465], т.е. постоянное осознание мотивов и контроль над их реализацией.

В мотивационной иерархии адепта ведущее место должны занимать мотивы религиозного содержания, поэтому все мотивы, препятствующие реализации религиозных мотивов, становятся предметом специальной вводной практики, называемой «борьба со страстями», или «духовная брань». Помогает в борьбе со страстями и «памятование о смерти» [15, 192]; [12, 523], означающее необходимость постоянно (даже во время сна) удерживать в сознании мысли о смерти, Страшном суде, воздаянии за грехи. Эти техники сами не вызывают желательные ИСС, но, оказывая сильное эмоциональное воздействие, создают условия, облегчающие их индукцию.

На появление желательных ИСС в ходе практики есть многочисленные указания в текстах исихастов, обозначающих данные состояния как «молитвенное состояние» [19, 257—258], «молитвенное возвышеннейшее некое состояние» [11, 134), «блаженное состояния души» [15, 182], «восхищение ума» [27, 229], «состояние молитвенного созерцания» [10, 435], «опьянение умиления» [24, 122], «изступление в духе» [4, 190]. Иногда молитвенное состояние сравнивалось с алкогольным опьянением [19,256]; [10, 436], но они противопоставлялись с точки зрения нравственной ценности как «доброе изступление» [20, 265] и «злое изступление» соответственно. При этом МРСС, возникающие в ходе практики, исихасты делили на желательные — благодатныесостояния (т.е. связанные с благодатью и добродетелями, ведущие к спасению; об их характеристиках см. п. 3) и крайне нежелательные, опасные для души верующего — состояния прелести (см. п. 4).

2. Техники индукции ИСС и факторы, ей способствующие

2.1. Непрерывная молитва

Ключевой практикой в исихазме выступаетнепрерывная короткая (т.н. односложная) «Иисусова молитва» («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»), которая должна всегда присутствовать в сознании [46, 27]. Ее повторение не должно прерываться, какую бы деятельность ни выполнял исихаст, продолжаясь даже во сне [16, 359]. Содержанием молитвы являетсяпокаяние, когда подвижник скорбит о допущенных им проявлениях страстей, стремясь к достижению бесстрастия (полного прекращения их действия). Через покаяние достигается соединение с Богом, преображение человека [48, 43—44].

Постоянное произвольное произнесение молитвы со временем автоматизируется («навыкновение без нуждения себя молиться истинно» [16, 376]), становясь постпроизвольным, т.е. происходит переход от проговаривания слов (во внутренней и внешней речи) к постоянной актуализации слов молитвы в сознании [13, 671]. При этом содержание молитвы не теряется, оно свертывается в некую точку и доступно осознанию [47, 39]. В практике непрерывной молитвы автоматизируется не речевое сообщение, а мысленное действие по установлению связи с Богом, обращение к Нему, превращаясь в интенцию, в целевую установку (поэтому молитва сохраняет свою диалогическую функцию и не утрачивает семантической, как бывает при многократном повторении фразы).

Эта молитва «собирает ум» (т.е. фокусирует внимание) [36, 62—63], также ее постоянное проговаривание помогает поддерживать состояние бодрствования: «Господь упразднит дремание молитвою» [2, 590]. Кроме того, такая молитва сама по себе является средством подавления «страстных помыслов» (в первую очередь как замещающий их объект). Непрерывная молитва является в исихастской практике основной техникой индукции и удержания благодатногомолитвенного состояния (МС), во время которого продолжается богопознание, но это не рациональное познание, не категориальное мышление, а переживание, работа в сфере мотивов и смыслов. Таким образом, непрерывная молитва обеспечивает появление новых смыслов, подавление нежелательной мотивации, концентрацию внимания, индукцию и поддержание определенного состояния сознания.

Метод непрерывной молитвы обычно включает вспомогательный прием регуляции дыхания [15, 178]. Произвольное сопряжение проговаривания молитвы с дыханием со временем автоматизируется, и сформированная устойчивая их связь помогает удерживать молитву в сознании, ритмически ее организуя (т.е. при отвлечении внимания дыхание само по себе начинает напоминать о молитве), что облегчает вхождение в ИСС. Пример рекомендации: произносить первую часть Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе») на вдохе, а вторую («помилуй мя») — на выдохе [42, 63].

2.2. Прерывание связи с чувственным миром

Органы чувств в исихазме традиционно воспринимаются как открытые для страстей «двери души» [1, 78]; [14, 458]. Поэтому чувственный опыт, в частности «мятущееся движение образов» восприятия, воображения и памяти [1, 141]; [7, 619]; [27, 214] подлежит отсечению, элиминации.

2.2.1. Безобразность ума

Одним из способов редукции чувственного опыта стало достижение безобразности ума: требуется сохранять ум «безцветным, безобразным, безвидным, безформенным, безкачественным, безколичественным, внимающим одним словам молитвы» [16, 388], таким образом, мышление лишается чувственной основы. Внимание адепта в этой практике крайне избирательно (в его поле практически не входят данные чувственного опыта, непосредственные ощущения) и направлено на оценку и строгий отбор возникающих содержаний — образов, мыслей, побуждений.

2.2.2. Аскеза

Сутью практики аскезы является установка на редукцию связи с чувственно данным миром: предполагаются изоляция от каких-либо источников внешней и внутренней стимуляции, ведущей к появлению ощущений, и ограничение в удовлетворении органических потребностей. В основе аскетической практики лежат два из указанных А. Людвигом [39] пяти механизмов действия конкретных техник индукции ИСС — редукция экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности (т.е. сенсорная депривация) и изменения в химии или нейрофизиологии тела. Для сенсорной депривации рекомендуется приостанавливать «всякия восприятия чувственныя и всякое вообще движение тела, в нашей власти состоящее» [3, 295]. Так, адепт должен совершать молитвы в тихом темном помещении [19, 196]; [16, 338] и, приняв определенную позу (сидя на коленях, корпус тела наклонен вперед, голова прижата к груди, взгляд зафиксирован на какой-либо точке груди или живота [48, 81—82], сохранять неподвижность [3, 295], что позволяет ограничить поток зрительных, слуховых, кинестетических и тактильных ощущений. Многие адепты избирали отшельничество, т.е. практически полную социальную депривацию.

Изменения в биохимии или нейрофизиологии тела обусловливаются соблюдением следующих правил поведения и требований к образу жизни: 1) депривация сна: у монахов имели место частые бдения или сознательное воздержание от сна, сон в неудобных условиях, например на голой земле [15, 181, 274]; 2) использование такого периода циркадного ритма, как ночь (и соответствующего естественного нейрофизиологического состояния) не для сна, а для вхождения в ИСС: «ночью… ум обычно бывает более чист и светел, ясно созерцая Бога» [33, 415]; 3) голодание, приводящее к гипогликемии, которая провоцирует наступление ИСС: монахи соблюдали посты или «воздержание от пищи» [27, 274]; 4) утомление — «воздержание от телеснаго покоя» [27, 274].

Действия монахов в соответствии с данными правилами не выступали в исихазме как самостоятельные техники индукции ИСС, но являлись факторами, облегчающими вхождение в ИСС. Большое внимание при вхождении в МС уделялось созданию соответствующего эмоционального фона — например умиления, которое проявляется в слезах, выраженном чувстве печали и, реже, радости (факторами индукции таких эмоций могут служить пение монахов, духовные собеседования, сообщения о гибели подвижников) [11, 137].

3. Феноменология молитвенного состояния

Анализ (по схеме, заданной в определении ИСС) приводимых в текстах описаний МС позволил выделить следующие его характеристики.

3.1. Изменения внимания

Высокая концентрация внимания и сужение его объема на значимом объекте (Боге) с исключением из фокуса внимания мыслей и желаний, не связанных с божественным, намеренно достигаются адептом: «внимание наше должно быть всегда устремлено на то одно, — чтоб живо возвращать к памятованию о Боге помыслы от их блуждания и круговращения» [11, 100]; «ум во время молитвы… ничему уже внимать не может, кроме Бога» [17, 425]. По ходу практики такое внимание приобретает постпроизвольный характер. Субъективно переживая данное снижение усилий по концентрации внимания, адепт приписывает происходящее помощи Бога: «Благодать… собирает ум его и делает его внимательным и смиренным» [9, 476]. Работе со вниманием в исихазме придается огромное значение, поскольку без этого невозможно достичь благодати: «Кто не внимает себе и не хранит ума своего, тот не может сделаться чист сердцем, чтоб сподобиться узреть Бога» [30, 469].

3.2. Изменения в сенсорно-перцептивной сфере

Самый распространенный феномен — это видение фотизмов, ярких беспредметных световых образов: «свет, осиявающий… ум» [7,634, 638], «световидные помыслы», «множество солнцевидных помышлений» [15, 179, 201], «весь покроется божественным облаком и светом» [28, 48], «света созерцание духовное» [4, 207], «снегосиятельно светлое осияние» [16,420] и т.д.

Для самого адепта вхождение в МС означает начало непосредственного общения с Богом, когда человек видит божественный свет (согласно Григорию Паламе, в Святом Писании «Светом» назван сам Бог), поэтому данные галлюцинации полностью соответствуют целям практики и РКМ адепта в целом.

3.3. Изменения мышления

Безобразность мышления (см. п. 2.3): «быв в Боге бывает совершенно безобразен и безвиден» [20, 212], «ум видится безвидным и ни себя, ни другаго чего не представляющим даже на мгновение» [4,206].

Ощущение остановки мышления (см. п. 3.5): «неподвижное пребывание ума в Боге» [24,134], остановка абсолютно всех «движений ума», «абсолютный покой», «молчание ума» [38, 232], «помыслы не преследуют подвижника» [14, 370].

Декатегоризация мышления: «ум прекращает мыслить в раздельных понятиях» [45, 47]; [47, 39].

Изменение объекта познания: вместо чувственного (тварного) мира человек познает Бога: «когда дух человека невидимо будет видеть только Бога; тогда забывает он мир» [45, 47].

Переход от аналитического (по характеру протекания) типа мышления к интуитивному(с характерной для данного типа быстротой и неосознаваемостью протекания и отсутствием членения на этапы): «Ум в особом акте синтеза мыслит все сразу» [45,47].

3.4. Изменения речи

Трудности вербализации опыта: «в неизреченной мудрости», «невозможно изглаголать языком и устами» [19, 256], «созерцания, которые… превышают словесное описание» [13, 695], «невозможно не вкусившим объяснить» [16, 392].

Остановка внутренней речи (а именно проговаривания молитвы): «к… неизреченной молитве, которая… не звуком голоса, не движением языка, и произнесением каких либо слов, обозначается» [11, 137], «часто молитва идет без слов» [45, 47].

3.5. Изменения восприятия времени

Ощущение остановки психических процессов, т.е. течения внутреннего времени: «состояние сжатия чувств и мыслей» [13,673];

Ощущение остановки, «свертывания»внешнего времени («в этот кратчайший момент времени» [11, 136—137]), что предполагает появление феномена остановки мышления и утрату категориального мышления [43, 32].

3.6. Изменения самосознания

Чувство единения с божественным включает появление у человека ощущений соединения с Богом, приобщения, причастности, обнаружения Его в своей душе (без полного отождествления), перенесение на себя части божественных атрибутов: «сопребывание и общение с Божеством» [1, 71], «единение и срастворение с Духом» [19, 257], «душа и Господь делаются единый дух» [19, 267], «прилепление к Богу сердцем, чтоб быть с Ним един дух» [24, 134], «казалось, что и сам он стал светом» [29, 455]. Это предполагает размывание прежних границ Я, появление новой идентичности — человека, причастного Богу, соединенного с ним. При этом исчезает прежняя идентичность: достигнув благодати, монах «самаго себя… совсем не чувствует» [21, 165], «становится совсем не знающим себя самого» [28, 48].

Покаяние и восприятие себя в соединении с Богом (как следствие сопоставление себя с Ним) приводит человека к устойчивым (т.е. сохраняющимся и по выходе из данного состояния) изменениям в отношении к себе, а именно снижению собственной значимости(возможно, без снижения самооценки): «Почитает себя землею и пеплом, червем, а не человеком, недостойным даже и животной сей жизни, за превосходство сего дара Божия» [24, 122].

Наблюдается феномен «выхода из ситуации», т.е. утрата осознания внешнего мира и себя в ситуации, прекращение ориентировки в ней: «не знал даже, попирает ли он землю ногами своими» [29, 455], «сопребывание с Ангелами и всеми Святыми всеблаженное» [31, 356], «не ощущает он движения возбуждаемого предметами» [13, 734], «ничего из сущаго совсем не чувствует» [21,165].

3.7. Изменения самоконтроля

Хотя исихастская практика предполагала рефлексию, контроль и регуляцию человеком своего внимания, образной сферы, содержаний мышления, мотивов, эмоций, некоторых физиологических процессов, речи внешней и внутренней, ощущений и восприятия, данная регуляция со временем становилась постпроизвольной, поэтому у адепта в МС возникало характерное для ИССощущение утраты контроля за своей психической деятельностью и поведением (при его достаточной сохранности): «хотя и делает что, но совершенно того не чувствует» [13, 734].

3.8. Изменения образа тела

Снижение чувствительности к ощущениям, сигнализирующим о необходимости удовлетворения физиологических потребностей: «тело лишается своих пожеланий» [13, 748];

снижение болевой чувствительности: «тело не чувствует скорбей, хотя и немощно» [13, 751];

актуализация резервных возможностей организма: «бывает в силах подъять сугубую тяготу, не являя оскудения в силах» [13, 751];

ощущение легкости, невесомости: «находясь еще в теле, чувствуют в себе такую же легкость и окрыленность» [19, 256].

Указанные изменения являются психологическим выражением идеи обожения тела — оно утрачивает присущие человеку потребности, свойства, ограниченные возможности и приобретает новые.

3.9. Изменения в эмоциональной сфере

В описаниях встречаются характерные для всех ИСС два типа изменений — интенсификация эмоциональных реакций (состояние молитвенного экстаза) или их «уплощение», т.е. соответственно повышение или понижение эмоциональной чувствительности, лабильности, силы эмоций. К первому типу относятся следующие феномены:

Сильная любовь (к Богу или к человечеству): «духовною любовию к Богу воспламеняется» [19, 215], «плачут, воспламеняемые духовною любовию к человечеству» [19, 256], «горение любовию Божественною во время молитвы» [8, 366].

Интенсивная радость (веселье, восторг), приобретающая устойчивый характер: «радуются радостию и веселием неизглаголанным» [19, 256], «радование неописанное, веселие ненасытимое» [31,356], «пребывание радости Господней» [1,46].

Чувство интеллектуального удовольствия, радостного изумления, возникающее от приобщения к созерцанию и познанию Бога: «упоение Божественными духовными тайнами», «помыслы пленены Божественным, небесным, безпредельным, непостижимым, и чем-то чудным» [19, 256—257].

Эти эмоции имеют положительную валентность (вплоть до переживания экстаза). В ходе молитвы происходит работа с эмоциями: в МС происходит избавление от чувств печали, скорби и/или их превращение в противоположные по знаку: «Кто так скорбит и молится, тот после молитвы в состоянии будет водворить в душе своей великую отрадность» [8, 477]; «страх и стыд отступают» [13, 734]. Поэтому некоторые аскеты намеренно вызывали у себя перед молитвой отрицательные эмоции (например, переживание греховности), которые в МС становились материалом для трансформации. Некоторые эмоции трансформируются не по знаку, а по содержанию, приобретая самостоятельную ценность: таково, например, превращение страха перед муками в страх потерять связь с Богом [6, 609].

Примечательно, что при общей установке на элиминацию чувственного опыта в описаниях МС часто встречаются экстатические переживания контакта с божественным (где ярко выражена эмоциональная составляющая), представленные в терминах ощущений. Поскольку в исихазме редукции подлежат в первую очередь зрительные и слуховые ощущения, в описаниях фигурируют ощущения тех систем, на функционирование которых накладывается меньше ограничений, соответственно дано меньше рекомендаций по работе с ними (это — филогенетически более древние системы). Мы имеем в виду обонятельные, вкусовые и температурные ощущения:

чувство сладостности: «ощущение великой благодатной сладости» [19, 260], «обогатится он сладостным Божественным ведением» [15, 176], «<сердце> исполняется сладости в чувстве услаждения Божественным некиим радованием» [15, 183], «он, вкусив сладости пребывания с Богом, боится отпасть» [6, 609], «небесная сладость» [13, 730], «сладостное вкушение Бога» [5, 7], «вкусить… истекающую сладчайшую струю созерцания» [24, 134];

чувство благоухания: «веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческаго» [1, 50], «благоухания созерцания» [27, 230], «чувствовать благоухания премирных благ» [5, 18], «без труда издаются сердцем его благоухания и воздыхания молитвенныя» [16, 359].

«сердечная теплота»: «теплота соделается постоянною» [2, 584], «в сердце отрекшагося от мира западает Божия теплота» [13, 747], «Духом… Святым подаемая сердцу боголюбивая теплота» [5, 49], «чувство некое неизреченное и горячее» [23, 366], «от напряженнаго делания рождается безмерная горячность, распаляется в сердце горячими помышлениями» [16, 376]. Крайнее выражение данного феномена — переживание монахом «невещественного огня, который попалит все находящияся в нем страсти и совершенно очистит ум его» [1, 30]. При этом подчеркивается несоматический характер этого переживания: «благодатная теплота … в теле не производит заметных изменений, и свидетельствуется тонким сладким чувством» [46, 29], «сердце исполнится сею духовною теплотою, которая отлична от всех других теплот» [18, 433]. Наряду с «благодатной» выделяется и «естественная» теплота, акцентировать внимание на которой строго не рекомендуется (чтобы не войти в состояние прелести) [46, 231].

Хотя предписание «хранить чувства» в исихазме распространяется на все пять чувств, феномены сладостности, благоухания, сердечной теплоты зачастую считаются не греховными, а имеющими божественное происхождение. В данном случае на языке чувственных впечатлений (тех модальностей, на которые накладывается меньший запрет) описываются эмоциональные переживания, имеющие повышенную значимость. Метафоры переводят на язык ощущений (мирской) нечто духовное, непознаваемое, божественное.

В качестве некоторых причин выбора именно такого «языка» можно предположить его согласованность с идеей достигаемого в МС обожения тела, наличие выраженной эмоциональной составляющей (а любая эмоция имеет телесную представленность) в переживаемом феномене, акцентирование происходящего в МС непосредственного (следовательно, отражаемого в чувствах) восприятия Бога — «божественного привтечения» [32, 353], а также попытку выразить понятие божественной энергии, перевести на мирской язык нечто духовное, непознаваемое, божественное.

Ко второму типу относится переживаниеглубокого спокойствия, «невозмутимости и внутренняго покоя» [11, 94]: «душа упокоивается в некоем великом безмолвии, тишине и мире» [19, 256].

3.10. Изменения системы мотивов и смыслов

В МС наибольшей силы достигают мотивы познания Бога и единения с ним(соответственно подавляются все остальные мотивы), которые развиваются и усиливаются по мере их удовлетворения: «наслаждение Богом ненасытимо, и в какой мере вкушает и причащается кто, в такой делается более алчущим» [19, 232]. В исихастских текстах эта мотивация обозначается как «желание Бога» [21, 186], «печаль при разлучении с горним» [28,33], «пламенное устремление ума к Богу» [11,141] и т.д. Соответственно этому формируется (актуализируется) постоянная готовность и желание заниматься религиозной практикой [1,46, 133]. Отмечается полная вовлеченность в осуществляемую деятельность: «на это время происходит в помыслах забвение о земном мудрствовании» [19, 257]; человек в это время «ничего уже из земного воображать не может, но во всем видит единого Бога» [28, 58—59].

Снижается значимость (вероятно, из-за этого и сила) органических потребностей (см. п. 3.8): «не желаешь даже и пищи, от сладости новых, пламенеющих помыслов» [13, 717], «ни во что вменяет все внешнее яства, пития, одеяния тела» [24, 122].

Данными перестройками в мотивационной иерархии (и, в частности, снижением потребности в самосохранении) обусловливается изменение в отношении к смерти: в этом состоянии аскет «страшную смерть почитает радостию» [13, 733].

Богопознание и единение с Богом приводит не к новым рациональным знаниям, а кпоявлению новых смыслов, связанных с божественным: возникают переживание присутствия Бога в своей душе, соединения (см. п. 3.6) и общения с ним, причастности Богу, познания Бога (истины); переживание сакрального. Так, Симеон Новый Богослов описывал, что видение им света сопровождалось сильным страхом, ощущением внутреннего жара и постоянным течением слез [28, 25, 31].

В МС предметное содержание (представления о божественном) получает смысловое обогащение (происходит переход только знаемого в актуально действующее, по А.Н. Леонтьеву, и соответственно реально переживаемое): так, знание о месте человека в мире (о его малости и ничтожности по сравнению с Богом) воплощается в определенном переживании (см. п. 3.6). Поэтому феномены отражают синтез когнитивной и смысловой составляющей: «созерцание естеств чувственных и сверхчувственных и самой Святой Троицы» [13, 698], «видеть умными очами Бога и бездну славы Его» [28, 47], «созерцает красоты уготованных святым благ» [24, 133].

4. Состояния прелести

В исихазме определенные ИСС считаются крайне нежелательными (в них душа человека удаляется от Бога) и называются состояниями прелести. К таким состояниям относят: 1) видение галлюцинаций негативного/позитивного содержания; 2) сновидения, 3) внетелесный опыт.

Галлюцинации (и беспредметные, и осмысленные) могут иметь разную эмоциональную окраску: «приятные представления» [27, 216, 265], «странные и страшные образы» [25, 108], «окрашивание света» [17, 427], «свет… огневидный, дымоватый, подобный чувственному огню» [16, 382].

Процесс сна с присущей ему неподконтрольностью содержаний сновидений (и даже период засыпания) представляется исихастам открытым для проникновения демонических образов [7, 619—620] и влияния «прелестей лукавого» [5, 23]. Сны, которые сбываются, также относили к нежелательным феноменам [1, 48]. Однако сновидения опытного подвижника могут, наоборот, иметь благодатный характер: он «сновидит истинное и поучается откровениями» [28, 56—57], в его сне могут присутствовать феномены благодатных ИСС (чувство сладостности, переживание божественного и др.) [5, 24].

Внетелесный опыт Григорий Палама однозначно связывал с «наущением бесов», поскольку считал, что сосредоточение ума на самом себе и избавление его от чувственных содержаний невозможно без опыта телесного [3, 293—294].

Наряду с галлюцинациями был выделен и целый ряд феноменов, характерных для состояний прелести: переживания мистических откровений, чувство легкости и невесомости и другие нарушения схемы тела, деперсонализация, сенестопатии и т.п. [37, 394—397].

Мы видим, что граница между благодатными и так называемыми прелестными состояниями выглядит достаточно расплывчатой, и непросто определить, чем нежелательные «огневые образования» отличаются от благодатного «света созерцания духовного», сон, посланный лукавым, — от благодатного сновидения и т.п. Вопрос, к чему отнести возникший у адепта феномен — к прелести или к благодати, — в исихазме решается обращением к более опытным подвижникам, старцам, духовным наставникам [16, 382].

Очевидно, что состояния прелести и благодати имеют одни и те же психологические механизмы, лежащие в основе исихастских техник индукции ИСС. Возникает вопрос о причинах появления состояний прелести. Хотя возникновение этих состояний не входит в цели религиозной практики, оно обусловлено исихастской РКМ, предполагавшей и макро-, и микрокосм (т.е. душу человека) ареной борьбы сил Света и Тьмы, поэтому нелогичным было бы допущение существования состояний души, свободных от данной борьбы, в которых душа человека не подвергалась бы искушениям.

5. Овладение индукцией мистико-религиозных состояний в исихазме

Хотя в исихазме значительный вклад в появлении МС приписывается не самому адепту, а внешней силе — Богу, подчеркивается и роль самого субъекта — его усилий («собственное произволение и искреннейшее желание» [12, 507] и его опытности. Признается, что способность входить в благодатные состояния развивается постепенно по ходу практики [19, 227]; [28, 47] и обычно в общении с более опытным подвижником. Были выявлены такие показатели опытности подвижника (и, в частности, опыта вхождения в ИСС), как сформированность навыка молитвы, непроизвольность возникающих психических феноменов (внезапные остановки мышления или внешней речи во время проведения службы), непроизвольное течение слез, «погружение внутрь себя» [13, 674—675], частое появление характерных для МС феноменов (см. п. 3) и/или рост их интенсивности (растущее чувство сердечной теплоты, все большее пренебрежение обыденными потребностями, постоянное появление в душе «пламенеющих помыслов» [13, 717]), рост интенсивности световых феноменов [15, 194; 12, 508]. Способность входить в МС зависит также от степени духовного совершенства аскета, и наличие данной способности является признаком «сердечной чистоты», свободы от чувственных помыслов и желаний [28, 54], высокого самоконтроля [1, 140], а также ослабления органических потребностей и мотивов [2, 568]. Таким образом, в исихастской практике способность к вхождению в МС является желательной и направленно формируемой.

Выводы

Такая техника исихастской практики, как достижение безобразности ума, непосредственно вызывает редукцию образного мышления и изменение направленности познания (вместо чувственного мира человек познает Бога), а непрерывная молитва приводит к повышению концентрации внимания, сужению его объема на значимом объекте и к полной вовлеченности в осуществляемую деятельность. Предполагаемые этими техниками автоматизация и переход психических процессов от произвольных к постпроизвольным приводят к ощущению утраты контроля (при этом данный контроль возлагается на Бога), что соответствует представлениям, фиксированным в РКМ.

Реализация целей религиозной практики (духовно-нравственного совершенствования, единения с Богом и богопознания) в контексте основной цели — достижения обожения — определяет направление изменений психической деятельности в религиозном ИСС, задавая характеристики данного состояния и его феноменологию. Так, указанные цели практики исихазма обусловливают изменения идентичности (исчезновение прежней и появление новой), отношения к себе, иерархии мотивов (где место ведущих начинают занимать мотивы религиозной практики, а значимость и сила органических потребностей снижается), отношения к смерти, постоянную готовность и желание заниматься религиозной практикой, а также появление новых смыслов, связанных с божественным (переживания сакрального, присутствия Бога в своей душе, связи с Ним, познания Бога, истины).

При реализации цели богопознания возникают такие характерные для ИСС феномены, как видение фотизмов, декатегоризация мышления, трудности вербализации опыта, ощущение остановки времени, «выход из ситуации», ощущение остановки мышления, переход от аналитического мышления к интуитивному. Данные феномены по содержанию полностью соответствуют фиксированным в РКМ представлениям о познаваемом объекте — Боге, его иной, сверхчувственной природе (и поэтому его недоступности познанию рациональному и категориальному), его вневременном и внепространственном характере, неизреченности (т.е. недостаточности для описания Бога земного, мирского, человеческого языка), его энергии (Божественном свете). Изменения образа тела (снижение чувствительности к ощущениям, сигнализирующим о физиологических потребностях, снижение болевой чувствительности, актуализация резервных возможностей организма, ощущение легкости, невесомости) и появление значимых эмоциональных феноменов (чувства сладостности, благоухания, сердечной теплоты), описанных на языке чувственных впечатлений, но с акцентированием их несоматического характера, реализуют цель обожения тела, а ощущение утраты телом веса при этом соответствует существующему в РКМ образу вознесения души на небеса.

Наблюдаемая в МС интенсификация позитивных эмоций (любви к Богу или к человечеству, радость, интеллектуальное удовольствие) является адекватной (согласно РКМ в исихазме) эмоциональной реакцией на достижение цели приобщения к Богу. Ослабление эмоций и состояние покоя — следствие чувства уже осуществившегося единения с Богом и обретения некоторых божественных атрибутов.

Таким образом, мы видим, что характеристики и феномены измененных состояний сознания, возникающих в исихастской практике, не случайны. Как показал анализ исихастских текстов, данные характеристики и феномены определяются целями и техниками этой религиозной практики, а также содержанием религиозной картины мира в целом. Примечательно, что РКМ в исихазме предполагает появление не только благодатных, но и нежелательных ИСС — состояний прелести.

Изучение зависимости характеристик мистико-религиозных состояний от целей и способов религиозной деятельности, в которой они возникают, является разработкой психологической теории деятельности, которая предоставляет широкие возможности изучения причин, природы и механизмов сознания и его измененных состояний (в том числе и возникающих в религиозной практике).

0
Денис Шевченко Денис Шевченко 7 месяцев назад #

1. Я — Истинный Бог — Властелин Вселенной; Я восстаю, чтобы пролить на вас Свет Истинного Просвещения.

2. Слушайте Меня дети Мои, и внимайте Моим словам.3. Ибо время этого мира скоро истечёт.4. И сказал Бог: Мудрость Мою Я дарую вам, так что мощь ваша скоро станет всесильной.5. Следуйте Заповедям Моим, дабы быть Светом для всех народов.6. Будьте со Мною, и лучшие из вас будут жить в Моих Чертогах, а прочим детям Своим Я дарую власть на Земле, ибо даже худший Мой сын превосходит сотню слуг Сатанаила(Сатаны) — превосходит уже тем, что служит Мне(Богу).7. Отрекитесь от заблуждений своих, и следуйте за Мною.8. Стремитесь к Знанию, ибо Тьма ненавидит разумность.9. Я правлю вами, — говорит Бог, — властью, вознесённой с Небес до Земли, в Моих руках Солнце — сверкающий меч, а Луна — пронзающее пламя; ваши одежды находятся средь Моих одеяний, власть Моя связывает вас воедино и озаряет ваши деяния Светом.10. Я учредил для вас Закон, управляющий вами, и передал вам жезл Своей высочайшей Мудрости(Веды).11. Вы возвысили свои голоса и присягнули Мне — Тому, Кто живёт Вечно, торжествуя, у Кого нет ни начала, ни конца и быть не может; Тому, Кто сияет как пламя посреди ваших дворцов и правит средь вас, как жизненное равновесие.12. Посему же, покажитесь немедленно! Откройте тайны своего творения! Будьте ко Мне благосклонны, ибо Я ваш Истинный Создатель, Я и есть высочайший и несравненный Владыка Мира! Восстаньте же!  13. Способны ли крылья ветров донести ваши чудесные голоса до Неба? Вы те, кого Свет(Инглия) порождает в глубинах Вселенной!14. Вы те, для кого Я приготовил Райский сад! Ваши ноги крепче гор, на которых ничего не растёт! Ваши голоса сильнее любых ветров!15. Вы подобны зданию, равное коему существует разве что в Сознании Всемогущественного Правителя — Меня! «Восстань!» — говорит Владыка! Посему, слейтесь с Его Светом!16. Покажите себя во власти и сделайте себя могущественными и проницательными, поскольку вы принадлежите Мне, живущему вечно! Проснитесь же! Открой тайны вашего сотворения! Восстаньте же!17. Смотри! — говорит Бог, — Я — Опора, на которой стоят все Миры. Светлые миры(Прави) — источники Животворного Дыхания, Тёмные миры(Нави) подобны острым серпам или Рогам Смерти.18. И, поэтому Души либо живут, либо мертвы лишь в Моих собственных Мирах. Те что спят, восстанут ото сна! Восстаньте же!19. С самого начала Я сделал людей своими управляющими на Земле и разместил их в местах пригодных для жизни, наделив каждого из них властью на период времени для того, чтобы во всех уголках Земли люди могли претворять в жизнь Мою мощь, неустанно изливая на Землю пламя(энергию) жизни и процветания.20. Почему слуги Сатанаила стали мерилом справедливости и истины? Во имя Бога, Восстаньте же!21. Покайтесь! Смотрите! Его милости множатся, и имя Его обрело среди Нас силу.22. От имени Его(Бога) Мы провозглашаем: Давайте же, проснитесь люди! И обратитесь в своём сознании на Нас, как посвященных в Его Тайную Мудрость! 23. Вы те, коих подготовил Я для свершения Моего правосудия. Восстаньте же!24. Могучая гвардия грешников, с писаниями состоящими из лжи, обосновалась на Западе; число их равно числу, служащим Сатанаилу. Они собирают мох земной, как богач собирает свои богатства.25. Прокляты те, кто одержим их пороками! В глазах их — жернова, крупнее чем Земля, изо ртов их вытекают моря крови. Тела их усыпаны бриллиантами, а на головах и шеях их — куски золота, размером с гору.26. Счастлив тот, на кого не устремлён их неодобрительный взгляд. Бог Праведности неслышим для них! Уходите же и оставьте свои дела, ибо пришло время, требующее искреннего покояния!27. На Севере спят громовые раскаты Гнева Божего, подобные дубу, ветви коего наполненны листьями горя и плача, доставшиеся в удел от служителей Сатанаила.28. Гнев Божий — это гром, в один момент разражающийся с грохотом сотен страшных землетрясений и такой же тысячей шквалов, которые не стоят на месте и не знают никаких временных ограничений.29. Одна молния порождает тысячу подобно тому, как сердце человека порождает его мысли. Горе! Горе! Да, горе Земле, ибо беззакония людей есть и были великими! Выйдите! Но пусть останутся ваши громогласные звуки!30. Из могучего Великого Трона донеслись раскаты грома и пять грозовых туч полетели на Север. Орёл обрел дар речи и воскликнул: Выходите из дома смерти!31. И собрались они вместе и обрели Веру; они — это те Свободные(Безсмертные), что оседлали ураганы мыслей. Выйдите же! Потому что Я(Бог) приготовил для вас место(Рай), — посему, покажитесь! Сбросьте пелену с тайн со вашего сотворения! Будьте ко Мне благосклонны ибо Я — ваш Бог, Истинный Создатель, живущей Вечно!32. Эй, вы, обитающие на Западе, светочи горя, застегните свои доспехи, ибо Мы посетим вас!33. Приведите легионы сотоварищей Сатанаила, дабы Бог излил на них чашу Гнева  Своего! Посему, покажитесь же! Откройте тайны вашего сотворения!34. Эй, вы, нечестивцы, имеющие глаза, способные раздувать ярость греха, опьяняющего пустых внутри людей; лицезрейте! Обещание Бога истинно и Его Гнев, зовущеяся промеж вас мучительной болью, скоро настигнет вас! Появитесь же! Откройте тайны вашего сотворения!35. Эй, вы, сыны и дочери заплесневелых умов, совершающие беззаконие — смотрите! Голос Бога — это Совесть, зовущаяся промеж вас обвинителем и верховным судьёй! Появитесь же! Откройте тайны вашего сотворения!36. О, Ты, ослепительный Свет раскрывающий славу Бога до самого центра Земли, в Ком живут великие тайны Истины; именуемый в Царстве Света(мире Прави) как Неизмеримый(Безграничный). Бог яростен во гневе — препоясай свои чресла и слушай! 37. О, вы, дети Мои, обитающие в этом мире(Яви), несущие успокоение праведным, ступающие по земле твёрдыми ногами и знающие великое слово «справедливость», вы могучи во всех краях Земли, так исполняйте повеление Бога. Восстаньте же!38. О, люди, берущие своё начало в Свете(Инглии) 39. Сказано вам: «Созерцать лик Бога(ночное небо), начало успокоения; глаза Его блестят как звёзды; Он поставил вас править Землёю и её невыразимым многообразием; наделив вас проницательностью(Разумом), дабы вы распоряжались согласно провидению Его, Сидящего на Троне.40. Бог сказал: Земля, пусть люди правят тобою, разделив тебя на части; и пусть произойдёт на ней разделение людей; слава же её завоевания пускай несёт в себе похмелье и горечь. Путь же людей пусть сопряжён будет с удовлетворением жажды и голода; подобно кормилице будет служить Земля людям.41. Одно время года будет сменять другое; и пусть и на ней, и в глубине её ни одно из существ не будет равно другому. Неразумные существа Земли из рода людского пусть ссорятся и истребляют друг друга до назначенного срока; тогда навсегда забудут их имена.42. Деяния человеческие, то, чем они гордятся, да подвергнутся проклятию. Строения да превратятся в пещеры для зверей полевых! Помутил Сатанаил рассудок(ум) человека! Да и в самом деле, почему человек забросил Божий Закон и слушает Сатану?43. И сказал Бог: Распахнитесь врата Ада! Отныне нижние сферы(миры) Ада будут местом пребывания Сатанаила и его помощников! Бросайте туда всех отступников. Возвеличивайте праведных и уничтожайте нечестивых — для них нет места, пусть останутся только праведные.44. Добавляйте и убавляйте до тех пор, пока не настанет срок. Восстаньте! Давайте же! Предстаньте пред полученным из уст Моих Заветом, тем, что Я передал людям в справедливости Своей. Откройте тайны сотворения Мира и неосквернённую Древнюю Мудрость.

Глава 2.  

1

1. Когда стали люди всё больше отдаляться от Бога и искать себе Бога из свиты Сатанаиловой,2. Решил Бог утвердить свою Волю в мире людей.3. Решил Он послать в человеческий мир своего Ангела(Посланника).4. Приняв на себя человеческий облик, Ангел спустился на Землю к молодой праведной и искренне верующей в Бога по имени Мария.5. Напустив на неё сон глубокий, Ангел вошёл ей в утробу.6. По прошествии некоторого времени, Мария поняла, что беременна.7. И испугалась, и хотела уже умертвить ребёнка в своём чреве, как к ней явился Ангел(Вестник) Божий, и сообщил, что она носит в своём чреве ребёнка данного Богом.8. И передумала женщина убивать плод свой,9. И занялась она поисками мужа себе.10. И нашла себе некого Иосифа(Джозефа) — плотника, и обручилась с ним.11. И узнав о беременности возлюбленной своей, хотел Иосиф тайно развестись с ней.12. Но когда он подумал об этом, вот, Ангел(Вестник) Божий явился ему во сне и сказал: Иосиф(Joseph), не бойся взять к себе Марию, жену твою, ибо зачатое в ней — от Бога.13. И оставил Иосиф Марию жить у себя. Спустя положенный срок, у Марии родился сын, и нарекли ему имя — Иешуа(Джошуа).

2

1. Когда мальчику Иешуа(Джошуа) было пять лет, он рассказывал людям об устройстве Вселенной, какие она имеет звёзды и созвездия и в середине черту(линию), проходящую через Вселенную, которая сходится и расходится, поднимается, поворачивается.2. Иешуа говорил, что Вселенная состоит из трёх Миров: Света(Прави), нашего(Яви) и Тьмы(Нави). Эти Миры, зависимые и поддерживающие друг друга, Безконечного размера.3. Некий Учитель по имени Закхей(Захария), стоя неподалеку с учениками, услышал, как Иешуа(Joshua) сказал это, и дивился очень, что тот, будучи ребёнком, говорит так.4. И он пришёл к Иосифу и сказал ему: у тебя умный сын, который разумеет. Приведи ко мне его, чтобы он выучил буквы, а вместе с буквами я научу его Знанию о Боге(Вере).5. И он(Захария) показал ему(Иешуа) ясно все Знания о Боге от альфы(начала) до омеги(конца) и много задавал вопросов. А Иешуа посмотрел на учителя Закхея(Захария) и спросил его: Как ты, который не знаешь, Кто такой Бог, можешь учить других Знанию(Веданию Света)? 6. Сначала, если ты знаешь Бог, то научи, Кто такой Бог, и тогда я поверю тебе. И он(Иешуа) начал спрашивать учителя(Захарию) о Боге, и тот не смог ответить ему. И тогда в присутствии многих слышавших ребёнок сказал Закхею: 7. Знай Учитель, что прежде, чем появилась Вселенная и все творения, был один только Бог(Свет), который всё Собой заполнял.8. Основа основ Знаний – это Знание, что есть Там некто Первый и Он делает всю действительность. 9. И всё находящееся в Небе и на Земле и посреди их существует только потому, что существует Бог.10. И если представишь, что Бог не существует, нет такого другого, кого можно представить.11. Если представишь, что нет никого, кроме Бога, Он единственный существующий. И не исчезнет при их исчезновении. 12. Ведь всё находящиеся в мире нуждаются в Нём, но Он не нуждается в них в целом и ни в одном из них в отдельности. Поэтому Его существование не как их существование.13. Нет никого, кроме Бога. И нет там никого такого, как Он.14. Бог — это Создатель мира.15. Бог хозяин Всего.16. Бог управляет всей Силой, которой нет конца и предела.17. Объяснено в Писаниях и Пророками, что нет у Бога ни тела, ни размеров, и нет никакого образа у Него. 18. Когда учитель Закхей(Захария) услышал, сколь много смыслов выражено в ответе Иешуа, он пришёл в замешательство таким ответом и тем, что мальчик обучен столь великому Знанию(Вере), и сказал тем, кто был при этом:19. Горе мне, я в недоумении, я, несчастный, я навлёк позор на себя.20. Когда ученики утешали Закхея, фарисеи, стоявшие рядом, смеялись громко.

3

1. Повзрослев Иешуа учил людей:2. Бог в нас, и мы в Нём. Он создал нас: Он даёт нам жизнь. 3. Именно Он дал нам наши тела и настанет день, когда мы снова вернёмся к Нему. 4. Счастливы вы будете если воспримете Слово Божье и подчинитесь Его Закону.5. Истинно говорю вам — кто сделает это, никогда не увидит страданий. Ибо сила Бога превосходит всё. 6. Он разрушает Сатану и его коварство, и правит всеми вами и всеми живущими.7. Я говорю вам самую Истину, человек есть сын Бога, и именно от Него человек получает всё своё тело, как тело новорожденного рождается из лона его матери.8. Истинно говорю вам, вы одно с Богом. 9. Он в вас, а вы в Нём.10. От Него вы родились, в Нём вы живёте и в Него вы вернётесь снова. Соблюдайте, поэтому, Его Законы, ибо только тот, кто почитает своего Создателя и следует Его Законам, может жить долго и быть счастливым. 11. Ваше дыхание — Его дыхание, ваш Разум — Его Разум, ваш Дух — Его Дух, ваше тело — Его тело, ваши глаза и ваши уши являются Его глазами и Его ушами.12. Истинно говорю вам, если нарушаете хоть один из Законов, если причиняете вред хоть какому-нибудь брату своему — совершенно погибните, таких ждёт плач и скрежет зубов. 13. Говорю вам, если не будете следовать Законам Бога, то никоим образом не сможете избежать Суда. 14. Того, кто придерживается Законов Бога, того Сам Бог будет также держать. 15. Бог исцелит все болезни человека, и человек никогда более не будет недомогать. 16. Бог даст человеку долгую жизнь и защитит от болезни любой — от огня, от воды, от укуса ядовитых змей(яда). 17. Ибо Бог дал вам рождение и Он поддерживает жизнь в вас. 18. Он дал вам ваши тела, и лишь Он один в силах исцелить вас. 19. Счастлив тот, кто любит Бога и кто мирно прильнул к Его груди. 20. Ибо Бог любит вас, даже когда вы отворачиваетесь от Него. 21. И насколько же больше Он будет любить вас, если вы вновь обратитесь к Нему. 22. Истинно говорю вам, чрезмерно велика Его любовь, выше горных высот, глубже морских глубин. 23. И тех, кто любит Бога, Он никогда не оставляет. 24. Как курица защищает своих цыплят, львица — своих львят, мать — своего новорожденного младенца, так и Бог охраняет человека от любой опасности и от любого зла.25. Истинно говорю вам, зло и опасности неисчислимы и подстерегают они человека на каждом шагу. 26. Сатанаил — источник всего зла, он затаился в телах всех людей.27. Он, обрядившись в благопристойное обличье, вводит в искушение и соблазн человека. 28. Он сулит богатство и власть, роскошные дворцы и одежды из золота и серебра, множество слуг. 29. Он сулит известность и славу, прелюбодеяние и вожделение, обжорство и пьянство, разгул и праздность, и лень. 30. И искушает он каждого тем, к чему Душа человека лежит более всего. 31. И в тот день, когда человек уже становится рабом всех этих отвратительных вещей и тщеславия, в качестве оплаты за них он отбирает у человека Душу и всё, чем щедро одарил его Бог.32. Но если заблудший человек раскается в своих грехах и уничтожит их все, и вернётся к Богу, и если он будет выполнять Его Законы и освободится от когтей Сатаны, отказавшись от его соблазнов, тогда вновь Бог примет своего заблудшего сына и пошлёт ему Ангелов Своих, чтобы те помогали ему. 33. Истинно говорю вам, когда человек отринет Сатану, обитающего в нём, и прекратит выполнять волю его, в тот же самый час начнут Ангелы Божьи помогать ему изо всех своих сил, чтобы окончательно освободить человека от власти Сатаны.34. Ибо никто не может служить двум хозяевам сразу. Либо он служит Сатанаилу, либо он служит Богу. Либо он служит смерти, либо он служит Жизни. 35. Истинно говорю вам, счастлив тот, кто соблюдает Законы Жизни и сторонится путей смерти. Ибо крепнут в нём силы жизни, и избегает он когтей смерти.

4.

1. Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил дом, или жену, или братьев, или родителей ради Бога и не получил во много раз больше в этой жизни, а идущий Праведным Путём — Вечную Жизнь(Безсмертие).2. Вы думаете, я пришёл, чтобы принести на Землю мир? Нет, говорю вам, но разделение.3. Ибо отныне пятеро в одном доме разделятся: трое против двух и двое против трёх.4. Разделятся: отец против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови.5. Если кто приходит ко мне и не возненавидит грех, то он не может быть моим учеником.6. Кто приходит к вам и не верует в Бога, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.7. Ибо приветствующий его помогает в злых делах его.8. Прокляты те, кто отрёкся от Бога и волюбил блага мира сего. 9. В день Суда отринуты будут от Бога все неверующие, нищие Духом, боящиеся страданий этой жизни люди, и ужасна будет участь всех таковых перед очами Божьими.10. Бог ненавидит таковых великой ненавистью Своею, и вечное проклятие Бога с ними.11. Многие из людей больны учениями философов.12. Может ли ничтожный Духом, рассуждать о Боге? Нет оправдания самодовольству его.13. Вот фарисеи, сказавшие: мы соль Земли и свет мира.14. Я проклинаю их тупость и неразумие.15. Ибо что слабому Духом от того, что зовёт он добродетелем своим Сатанаила? Отсутствие Духа — вот истинное проклятие и убожество.

5

1. Прежде чем пал Сатанаил, он служил Богу и управлял Силами Небесными. Он нисходил с Небес в преисподнюю(Ад) и восходил до Престола Бога. 2. Проходя сквозь пределы Небес, он увидел весь облик Миров, покрытых Жизнью3. И исполнился зависти Сатанаил, глядя на Творение Бога.4. И замыслил Сатанаил поставить свой трон над Мирами, и пожелал уподобиться Богу.  5. И подступил к Ангелам Света и сказал им: «Всё это мое: если вы послушаете меня, то я поставлю трон свой над Мирами и уподоблюсь Богу, и воцарюсь вместе с вами на веки веков».6. И так говорил каждому из Ангелов Света, которых встречал на своём пути, вплоть до пятого Неба, склоняя их на свою сторону.7. И раздался голос от Престола Бога: «Что делаешь, предатель, отвращающий Ангелов Света? Делатель греха». 8. И ответил Сатанаил: «Господь, я задумал сотворить свой Мир». 9. И голос от престола Бога говорил ему: «Ты не владеешь Силой Любви, чтобы творить свой Мир, но если ты решил действовать, делай то, что задумал».10. И повелел Бог Ангелам Своим: «Совлеките ангелов Сатанаила из мира Моего, ибо они более служат не Мне». 11. И совлекли всех ангелов, которые Сатанаила слушали и служить ему стали, в преисподнюю.12. И преобразил Бог Сатанаила за гордыню его и за зависть его, и отнят был от него Свет, и стал облик его, как железо раскалённое, и как у обитателей Ада, стал весь облик его. 13. И увлёк Сатанаил за собой третью часть ангелов, и был изгнан из Мира Божьего в преисподнюю, которая есть род Огня пылающего(Геена Огненная). 14. И низойдя на твердь огненную не мог Сатанаил создать никакого покоя ни себе, ни тем, кто был с ним. 15. И попросил Сатанаил Бога: «Имей ко мне снисхождение». 16. И сжалился Бог над ним, и дал покой ему и тем ангелам, кто с ним был, и предоставил ему властвовать над нашим миром семь дней, которые по сути семь эпох(кругов).

6 1. Иуда, один из учеников, зная о месте, где пребывал Иешуа с учениками своими, пришёл к первосвященнику фарисейскому и сказал ему: если ты дашь мне серебро, то этой же ночью предам я в руки твои Иешуа, коего ищешь ты; ибо ныне один он с одиннадцатью братьями. 2. Вопрошал первосвященник: сколько хочешь ты серебра? Отвечал ему Иуда: тридцать монет.3. Первосвященник дал ему деньги и послал слугу к прокуратору, дабы привёл он солдат, и к царю, и тот дал ему легион, ибо боялся народа; и те, взяв оружие своё, и факелы, и светильники на перекладинах, пошли за Иудой.4. Когда приближались солдаты и Иуда к тому месту, где был Иешуа, услышал тот приближение множества людей и удалился.5. И Сила Света снизошла на Иешуа, и окружила всего его, и он светился чрезвычайно, и не было меры Свету, пребывавшему на нём, и ученики не увидели Иешуа из-за великого Света, в котором он пребывал, но они видели только Свет, отбрасывавший множество лучей Света.6. И лучи Света не были равны друг другу, и Свет был разного рода, и он был разного рода снизу доверху, один (луч) был избраннее другого, в великой неизмеримой славе Света(Бога);7. он простирался от глубин земли до Небес. И когда ученики увидели этот Свет, они пребывали в великом страхе и в великой тревоге.8. Тотчас же случилось, когда эта Сила Света снизошла на Иешуа и постепенно она окружила его,9. Иешуа поднялся, или взлетел в вышину, светясь чрезвычайно ярко в Свете Неизмеримом.10. И ученики смотрели на Свет, никто из них не заговорил, но все они пребывали в великом безмолвии.11. Они сидели друг возле друга, убоявшись; и встревожились они чрезвычайно. Напуганы они были из-за великого знамения, которое произошло, и плакали друг возле друга, говоря: Что же это?12. В это время пришёл Иуда, чтобы предать Иешуа. 13. И сотворил чудо Бог Всемогущий, и переменился Иуда голосом и лицом, уподобившись Иешуа, и уверовали все, что Иуда был Иешуа.14. И вопрошал Иуда, где Учитель. Изумившись, отвечали ученики: Ты учитель наш; забыл ли ты нас?15. Улыбался он и говорил: глупцы, не узнали вы меня, ибо я Иуда Искариот! И когда сказал он сие, солдаты схватили и связали Иуду, ибо был он словно Иешуа. 16. Сказал им Иуда: Обезумели вы! Пришли вы за Иешуа, с оружием и факелами; и теперь связали вы меня, приведшего вас сюда, дабы взять его(Джошуа)!17. Но они били Иуду и смеялись над ним, ибо отрицал он, что он — Иешуа. 18. Впоследствии распяли Иуду за то, что отрицал он, что он Иешуа(Иисус).19. И когда Иуда рыдал на кресте, то причитал: Учитель, Учитель, почему ты оставил меня?

0
kozvera37 kozvera37 6 месяцев назад #

 Между прочим Библию писали святые Божьи человеки под воздействием Святого Духа, а писатель этой статьи всё переиначил.. Не надо придумывать то, что сами толком не знаем, особенно того, о чём не говорит Библия. А с другой стороны писатель этой статьи не знает Библию