Куда был взят пророк Илия?

«Когда они [Илия и Елисей] шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Царств 2:11).

Что в этом случае подразумевается под словом «небо»? Это слово используется иногда для обозначения духовного местообитания Бога и его сыновей-ангелов (Матфея 6:9; 18:10). Слово «небо» может также означать физическую Вселенную (Второзаконие 4:19). И, кроме того, это слово используется в Библии для обозначения земной атмосферы, где летают птицы и дует ветер (Псалом 77:26; Матфея 6:26).

На какое же из этих небес понесся пророк Илия? Очевидно, он был перенесен по воздуху в какую-то другую часть земного шара. Спустя годы Илия все еще жил на Земле, потому что он написал письмо Иораму, царю Иудеи (2 Паралипоменон 21:1, 12—15).

То, что Илия не был вознесен в духовное место жительства Бога, подтвердил позднее Иисус Христос, который сказал: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий», то есть сам Иисус (Иоанна 3:13).

Путь к небесной жизни для несовершенных людей открылся только после смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа (Иоанна 14:2, 3; Евреям 9:24; 10:19, 20).

**********

Когда пророк Илья написал письмо иудейскому Царю Иораму?

Был ли пророк Илья взят на небо в том смысле, что он попал в духовную сферу? Об этом событии сообщает нам Иеремия во Второй книге Царей (или 4 Царств) 2:1-18. В целом с Писанием не согласуется мысль о том, что Илья попал в духовную сферу.

В качестве дополнительного аргумента приводился тот факт, что Илья написал письмо иудейскому царю Иораму уже после того, как был «взят на небо». Об этом пишет Ездра во Второй Летописи (2 Паралипоменон) 21:12-15. Однако те, кто пытался хоть раз определить, когда же Илья написал письмо Иораму, столкнулись с непростой головоломкой. Постараемся разобраться. Достаточно легко определить, что Илья был унесен в огненной колеснице приблизительно в начале правления израильского царя Иорама (сына Ахава) (2 Царей 1:17; 2:11; 3:1). Также несложно понять, что он написал письмо Иораму (сыну Иосафата) в конце его правления (по крайней мере уж точно после смерти Иосафата — его отца). (2 Летопись 21:1, 5, 12-15)

А вот дальше начинаются трудности. Когда мы пытаемся сопоставить правления израильского и иудейского Иорамов, нам необходимо согласовать между собой пять мест писания, где говорится о сроках правления царей и о том, как они соотносятся (1 Царей 22:41, 42; 2 Царей 1:17; 3:1; 8:16, 17 и 8:24, 25). Трудность состоит в том, что правление иудейских царей Иосафата и Иорама, очевидно, пересекалось, и они несколько лет правили совместно.

Ниже я привожу таблицу, на которой приводится результат такого сопоставления. Отмечу, что она не претендует на полноту и точность, однако основана на информации из энциклопедии «Понимание писаний» (it-1 462-3, 1270-2)

На этой таблице неоспоримо показано, что Илья написал письмо Иораму после своего перенесения в колеснице, а значит Иегова действительно просто перенес его по небу в другое место на земле, чтобы он мог продолжить там служение.

Автор — Юрий Шитиков.