Соцсеть для верующих=) Соцсеть для верующих=)
Приветствую тебя дорогой друг на нашем сайте христианского общения. Для того чтоб воспользоваться всеми функциями сайта, необходимо зарегистрироваться
Авторизация

ЕВРЕЙСКИЙ ЦИКЛ ЖИЗНИ

Антон Navin
Антон Navin
  • Сообщений: 632
  • Страна: Израиль
  • Город: Иерусалим
  • Вероисповедание: Другая конфессия
  • Последний визит:
    Сегодня в 13:42

СМЕРТЬ И ТРАУР

В один прекрасный день жизнь человека кончается смертью. Что такое смерть? По этому поводу существуют среди людей две точки зрения. Первая видит в смерти отсутствие жизни, небытие,

зияющую пустоту. За гробовой доской нет другой жизни, смерть есть прекращение бытия. Тяжеложить с таким мировоззрением. Разве может человек примириться с мыслью, что вся жизнь этотолько быстрый переход от небытия до рождения в зияющую пустоту после смерти?У большинства людей есть подсознательное интуитивное ощущение, что есть что-то послесмерти. В глубине души живет неосознанное подчас ощущение, что мое «Я» продолжает жить ипосле смерти тела. Поэтому нам не все равно, что произойдет с нами и с этим мире после нашейсмерти. Тора утверждает, что это подспудное ощущение верно, и после смерти человеческая личность продолжает существовать. Но что же тогда представляет собой смерть, если жизнь продолжается и за гробовой доской?Строго говоря, и тело человека не исчезает после смерти, его материя остается, только сменяетформу. Труп перегнивает в земле, молекулы, составляющие его, переходят в землю, в растения.Материя, из которой состоит тело, не исчезает со смертью, она только меняет форму, возвращается к своему источнику, как сказал Творец первому человеку: «Ибо прах ты и в прах возвратишься».То же самое и с душой. И она не исчезает со смертью, только сменяет форму, сбрасывает телесныеодежды и устремляется к своему источнику — Творцу.Смерть – этот как бы смена одежд. В час смерти душа сбрасывает с себя телесные одеждыи, освободившись, устремляется ввысь. В книге Зоар сказано: «Подобно тому, как дается душеодежда, в которую она облачается в этом мире, так же дается ей сияющая одежда, в которой онасуществует в мире ином». Жизнь продолжается, только в другом одеянии, продолжается вечно,не ограниченная рамками материи и времени. 

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ «ДОЛГ ЖИВЫХ» (ИЗДАТЕЛЬСТВО МАХАНАИМ ) 

Иудаизм — это религия жизни (Торат Хаим), и он рассматривает смерть как однозначное и несомненное зло. В иудаизме начисто отсутствует воспевание смерти или ожидание ее как якобыосвобождения; человеку категорически запрещается приближать смерть. В то же время иудаизмни в коем случае не считает смерть концом: душа человека вечна, она не появляется в моментрождения и не исчезает в момент смерти. Смерть — это поворотный пункт на пути души человека,и то, как человек относится к смерти, в значительной степени определяет его понимание самойжизни. Еврейский подход к смерти является частью еврейского образа жизни.Вера в бессмертие души является неотъемлемым и фундаментальным убеждением иудаизма.Земная жизнь — лишь этап на пути человека, но этот этап определяет все дальнейшее, что произойдет с ним после смерти. Только в этой жизни человек может делать добрые или, наоборот, злыедела, исправлять причиненное зло, раскаиваться, и он старается прожить ее как можно лучше,в соответствии со своим пониманием добра и смысла жизни. После смерти он уже не способенничего изменить. Но, может быть, его близкие — те, в которых продолжает жить память о нем —
способны сделать что-то, что повлияет на судьбу его души и после смерти.Соблюдение законов похорон и траура имеет два аспекта. Один из них направлен на покойного(помощь его душе, находящейся в ином мире), другой — на родственников (облегчение их страданий). Эти два аспекта тесно связаны между собой, т.к. само сознание, что что-то делается длядуши покойного, облегчает скорбящему муки одиночества и боль от потери близкого.

Человек, переживающий смерть близкого, чувствует себя покинутым и несчастным. Он страдает от сложной гаммы мучительных чувств: боли, отчаяния, ощущения собственного бессилия
перед лицом смерти, страха смерти и одиночества. Его терзает чувство вины, ощущение, что онне все сделал, чтобы спасти близкого ему человека, что при жизни недостаточно ценил покойного.Соблюдение законов траура помогает ему продержаться в этот тяжелый период, справиться сосвоими переживаниями. Скорбящий чувствует, что и его жизнь как бы прекратилась со смертьюблизкого, — траур дает ему возможность отключиться от этой жизни, а затем постепенно в неевернуться.Осиротевший родственник испытывает смятение от потери, не знает, как правильно вестисебя, не понимает, чего ожидают от него окружающие. Следует ли ему взять себя в руки, казатьсямужественным, не сломленным горем? Или такое поведение будет расценено как непочтение кмертвому, и он, напротив, должен дать выход своим чувствам в потоке слез? Человеку, растерянному перед лицом постигшей его утраты, трудно самому выбрать правильную линию поведения,понять, к чему он должен стремиться. Четко регламентированный порядок еврейского траурапомогает ему и в этом.Тысячелетия еврейской традиции уже “проверили” этот порядок, и накопленная веками мудрость показывает нам путь истинного утешения. Иудаизм рассматривает смерть как зло, но онне стремится отрицать или приукрашивать ее. Иудаизм считает, что смерть родственника нужнопринять и пережить. Сердечная боль не исчезнет внезапно, и утешение не придет чудесным образом. Но иудаизм учит страдающее сердце, как выразить боль в любви и уважении и как достигнуть постепенного утешения, которое восстановит в нас человеческое достоинство и удержит насот мстительности и жалости к самим себе.Другим аспектом еврейских законов о похоронах и трауре является возможность для живыхпомочь душе умершего, облегчить ей переход в мир Божественного света. Чтобы осознать значение этого аспекта, нужно иметь некоторое представление о том, каков, согласно еврейской традиции, путь души человека после смерти. Следует отметить, что иудаизм не имеет на эту темуоднозначной систематизированной догматики. Если некоторые общие убеждения, например верав бессмертие души и воскрешение мертвых, являются обязательными для всех, исповедующихеврейскую религию, то подробности — как именно устроен мир душ, какие этапы проходит душана своем пути после смерти — разные еврейские мыслители представляли себе по-разному. Мы постараемся дать здесь некоторую общую картину, основанную на их концепциях.Рождение не является началом, а смерть — концом жизни души. Согласно Кабале — мистическому учению иудаизма, до рождения человека душа его обитает в Верхних Мирах и воспринимаетБожественный свет. Когда человек рождается, душа его опускается в наш мир, чтобы выполнятьто, что поручает ей Всевышний. Затем, после смерти, душа снова возвращается в Верхние Миры,где опять наслаждается Божественным светом — в соответствии с тем, насколько хорошо она выполнила порученное ей.Однако за время жизни в этом мире человек, кроме добрых поступков и служения Всевышнему, совершает обычно также много неправильного и плохого. Поэтому его душа не может сразувернуться в Верхние Миры; она должна предварительно очиститься. Вообще говоря, душа послесмерти в конце концов попадает в “Эденский Сад “, (еврейский аналог понятия “рай”), но по путитуда душа должна “искупить” дурные поступки, совершенные ею в этом мире.В процессе очищения душа испытывает страдания. Эти страдания являются, возможно, осознанием неправильности многого из того, что человек сделал в этой жизни. Процесс очищения,муки души после смерти традиционно уподобляются огню. Некоторые еврейские источники говорят, что это огонь стыда, который жжет душу, когда она видит все то плохое, что было совершено ею в нашем мире, и последствия, к которым это привело в Верхних Мирах. Эти муки совеститак тяжелы потому, что, с одной стороны, отделившаяся от тела и свободная от ослеплявшего ееранее дурного побуждения душа теперь видит все, что она сделала, ясно и объективно; с другойстороны, она уже бессильна что-либо изменить.Как передает традиция, очищение души после смерти длится некоторое ограниченное время,не более года, и этот период — время траура для близких умершего. Очень важно знать, что соблюдением законов похорон и траура мы можем облегчить душе умершего переход из нашего мира в

Верхние Миры.В Верхних Мирах, в которых душа человека находится до его рождения и после его смерти, онаможет наслаждаться Божественным светом или терзаться муками совести, однако она не можетничего там сделать. В Верхнем Мире душа беспомощна и не способна изменить свое состояние иположение. Наш же мир еврейская мистика называет «миром действия» (олам асия), потому что внем, в отличие от Верхних Миров, душа действует — и может, в частности, исправлять совершенные ранее плохие или неправильные поступки. Но если душа умершего уже не может ничего сделать, то в ином положении находятся его близкие родственники, остающиеся в «мире действия».Так как души родственников связаны между собой, живые могут своими действиями облегчитьстрадания души умершего, ибо каждое действие, совершенное в этом мире, влияет не только наэтот, но и на Верхние Миры.Для каждой души тяжелы смерть и переход в Верхние Миры. Душа, которая могла в этом мирепомогать окружающим и самой себе, теперь нуждается в помощи других душ. Отсюда обязанность близких родственников помочь душе умершего. 

1. Поведение присутствующих при кончине 

Ни в коем случае нельзя оставлять умирающего одного. Желательно, чтобы все, кто может,находились в его комнате. Быть рядом в тот момент, когда душа человека покидает этот мир, считается проявлением наивысшего уважения.Окружающим запрещено своими действиями приближать смерть, даже если умирающий тяжело страдает, и сам хочет быстрее умереть, и родственники мучаются, видя его страдания. Пустьясно, что умирающий не проживет более часа, — все равно запрещено приближать его смерть хотябы на одну минуту.Мы не вправе взять на себя решение, в какую минуту человек должен умереть. Кто знает, может быть, последнее мгновение жизни окажется самым важным для человека? Может быть, в этуминуту он раскается в каких-то совершенных им грехах и очистит перед смертью свою душу?Если умирающий в состоянии, то ему следует читать молитву Видуй — «признание перед Богомв своих грехах». 

2. Недопустимость патологоанатомического вскрытия 

Даже после смерти (особенно в первые дни) душа человека остается связанной с его телом.Поэтому еврейская традиция резко отрицательно относится к посмертному вскрытию. Следует отметить, что при современном состоянии медицинской науки в абсолютном большинствеслучаев вполне возможно установление причин смерти без вскрытия. Вскрытие сегодня обычноиспользуется не для установления причин смерти, а для того, чтобы студенты и молодые врачимогли изучать анатомию человеческого тела и практиковаться в препарировании и обследованиитрупа.Еврейская традиция решительно отвергает такое «техническое» использование человеческого тела. Нельзя без крайней необходимости разрушать форму человеческого тела, несущего насебе печать образа Бога, даже когда оно уже рассталось с жизнью. Иудаизм требует уважения ковсему в человеке, а значит, и к его телу. Расчленение тела считается позором и бесчестием дляпокойного. Почтение к мертвому требует, чтобы его похоронили таким, каким он был в моментсмерти, и не использовали его тело как объект исследования.Если в прежние времена и можно было как-то оправдать вскрытие целями развития медицинской науки, необходимой для спасения других людей, то сегодня этот довод не имеет скольконибудь серьезных обоснований. Что же касается практики для студентов, то следует заметить:отнюдь не все, что внешне представляется полезным, должно быть дозволено. 

3. Категорический запрет кремации, важность захоронения тела в земле 

Еврейский Закон однозначен и бескомпромиссен в своем требовании, чтобы мертвый был захоронен в земле. Тело человека возвращается в землю, как оно есть. Душа поднимается к Богу,а физическая оболочка, собрание химических элементов, окружающее душу, погружается в обширное хранилище природы. Всевышний сказал Адаму: «Ты прах земной, и в прах возвратишься»

(Бытие 3:19).Иудаизм категорически запрещает кремировать тело. Еврейская традиция всегда рассматривала кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвыхна погребальных кострах.Многие авторитеты считают, что кремация является настолько резким и грубым отбрасыванием элементарных принципов традиции, что приравнивают кремированных по собственномужеланию к абсолютным злодеям, окончательно порвавшим с еврейством; и поэтому постановляют, что кремированные останки не могут быть похоронены на еврейском кладбище, общинане отвечает за их захоронение и вообще не заботится о них, не следует соблюдать траур по кремированным, читать по ним Кадиш и сидеть шива. В наше время некоторые авторитеты делаютскидку на необычайно низкий уровень знаний о еврейской традиции и разрешают в случае ужесовершившейся кремации похоронить урну на еврейском кладбище (это все же лучше, чем хоронить ее на нееврейском) с соблюдением всех законов траура, — однако это не освобождает нас отнеобходимости предпринять все возможное для предотвращения кремации.Если покойный при жизни выражал желание, чтобы его кремировали, то все равно не следуетс этим считаться.Очень желательно, чтобы тело было похоронено на еврейском кладбище. Если же это невозможно, то все равно тело надо похоронить в земле, но ни в коем случае не кремировать. Если приходится хоронить на нееврейском кладбище, то следует, если это возможно, сделать могилу евреяна расстоянии не менее двух метров от могил неевреев. Если это невозможно, нужно отделитьмогилу еврея забором высотой не менее одного метра. В случае, когда и это по каким-то причинам сделать нельзя, следует сделать могилу еврея на один метр глубже всех остальных могил.Если даже и это не удастся осуществить — все равно тело следует похоронить, а не кремировать.Покойный должен быть похоронен в земле — даже если это далеко от города, даже если это лишитродственников возможности посещать кладбище и поставить на могиле памятник, — это оченьважно и для души умершего, и для душ родственников (поскольку они связаны между собой). Гдеугодно, в каких угодно условиях, но похоронить, а не кремировать. 

4. Недопустимость выставления тела умершего на обозрение и связанной с этим косметологической консервации 

Следует особо отметить, что на еврейских похоронах и церемонии прощания с умершим всеего тело и лицо должны быть постоянно закрыты.У окружающих нас нееврейских народов распространен обычай выставлять останки умершегона всеобщее обозрение. Такая церемония категорически отвергается еврейской традицией и рассматривается как непочтение к умершему, насмешка над ним. Надо, чтобы человек запомнилсяблизким таким, каким он жил, а не безжизненным загримированным и надушенным трупом.Когда тело выставляется на обозрение, его перед этим обычно реставрируют и производят косметологическую консервацию. Последняя часто связана с полным или частичным вскрытием иуже поэтому противоречит стремлению обеспечить умершему покой. Если есть необходимостьопределенной консервации тела умершего в случае, когда похороны по какой-то причине на несколько дней откладываются, еврейский Закон разрешает замораживание. Однако иудаизм крайнепротивится косметологической реставрации («восстановлению»), которую делают для того, чтобылицо умершего, в нарушение еврейской традиции выставляемого перед похоронами на всеобщееобозрение, выглядело «как живое». Такая процедура, с точки зрения иудаизма, является крайнепозорной и нарушает мир, в котором человеку должно быть позволено упокоиться навсегда.Хотелось бы также обратить внимание на следующее. Иудаизм подчеркивает, что маскировкадействительности не поможет человеку преодолеть реальность (в этом с иудаизмом согласна исовременная психология). Правда заключается в том, что конец наступил, и не нужно пытатьсяубежать от этой правды. Созерцание безжизненного тела, как бы хорошо его ни подготовили, непоможет осиротевшим близким.

5. Гроб

Тора говорит о человеке: «Ты есть прах земной, и в прах ты возвратишься» (Бытие 3:19). В Израиле (и в некоторых других странах) хоронят обычно без гроба, завернув тело умершего в саван.Но еврейская традиция допускает и похороны в гробу. Гроб должен быть деревянным (ни в коемслучае не металлическим), чтобы он разлагался одновременно с разложением тела. Чтобы контакттела с землей был полнее, из гроба традиционно вынимают одну нижнюю доску, либо проделывают в ней отверстие не менее четырех сантиметров длиной. Согласно еврейской традиции, в гроб ина могилу не кладут никаких цветов. Возложение цветов на могилу является христианским обычаем, который, как часть чужой религии, никоим образом не должен перениматься. Если цветыуже принесены и вернуть их неудобно, они могут быть положены на краю могилы, но уже послетого, как ее полностью засыпали (т.е. перед уходом с кладбища). Ни в коем случае не следует возлагать цветы на могилу в виде обряда или особой церемонии. 

6. Самоубийцы 

Относительно самоубийц позиция иудаизма такова: еврейский Закон категорически запрещаетсамоубийство, считая его формой убийства. Человек не дал себе жизнь сам, и он не имеет праваотнять ее у себя. Согласно строгой норме Закона, самоубийц хоронят в отдельном отдаленном углукладбища, и по ним не соблюдают никаких законов траура. Однако это относится только к тем, окоторых мы заведомо знаем (и есть свидетели), что они совершили самоубийство в здравом уме. Вреальной жизни мы чрезвычайно редко можем счесть кого-то хладнокровным самоубийцей, ибовсякое сомнение толкуется в сторону облегчения (т.е. непризнания умершего самоубийцей), и мыполагаем, что он погиб в результате несчастного случая, помутнения сознания (а сумасшедшийне считается самоубийцей) и т.п. Похороны такого человека и траур по нему осуществляются вобычном порядке. 

7. Законы траура

Человек обязан соблюдать траур в случае смерти ближайших (т.е. прямых) родственников, аименно: отца, матери, сына, дочери, брата или сестры (по отцу или матери), супруга или супруги.Все законы траура, приводимые ниже, относятся только к этим ближайшим родственникам. Траур по отцу или матери — более сильный, чем по другим родственникам, и длится дольше.Женщины — родственницы умершего обязаны соблюдать траур так же, как и мужчины (за исключением нескольких деталей, которые далее оговорены). Еврейский Закон не требует от разведенных соблюдать траур по бывшим супругам.С того момента, как могила засыпана, для ближайших родственников покойного начинаетсястадия авелут — «траур». До этого они были заняты похоронами, полностью погружены в деятельность по правильному устройству похорон. Теперь, поскольку похороны закончены, скорбящиедолжны из деятельного состояния перейти в пассивное — в траур, в рамках которого они должныоплакать свою потерю, отдать дань уважения покойному, а затем постепенно снова вернуться кжизни.Вернувшись домой, зажигают свечу в знак уважения к душе умершего (нер нешама). Когда этасвеча догорит, надо тут же зажечь следующую, и т.д.Свеча зажигается сразу по возвращении с кладбища или по получении известия о смерти идолжна гореть в течение всех дней шива. Свечу оставляют гореть в шива также и на Субботу (вовремя которой публичный траур не соблюдается).В доме, где соблюдают шива, завешивают зеркала (это обычно делают сразу после полученияизвестия о смерти). Обычно завешивают также картины и особенно портреты.Первый период траура — шива — это основной период траура в течение семи дней со дня похорон.В это время скорбящий «выключен» из нормального жизненного цикла: он не занимается никакой деятельностью, сидит дома, полностью погружен в траур. Второй период — шлошим — траур с8-го по 30-й день, считая со дня похорон. Скорбящий выходит из дома и начинает включаться вобыденную жизнь. Однако это еще не полное включение в жизнь, и некоторые ограничения в этотпериод продолжают сохраняться. Третий период траура — до года после похорон — соблюдаютсятолько в случае смерти отца или матери. В этот период есть лишь отдельные элементы траура. В течение семи дней шива скорбящему, за исключением особых обстоятельств, не следует выходить из дома (подробности см. ниже). Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались на этот период вместе в доме, где жил покойный. Там, где он жил, продолжает жить его дух.

Однако скорбящий может, если ему это удобнее, соблюдать шива у себя дома.Традиция утверждает, что период первых семи дней после похорон особенно тяжек для душиумершего. Сказали Мудрецы, что в дни шива душа умершего мечется между могилой и домом иищет утешения. Но соблюдение шива очень важно не только для души умершего, но и для жизнии дальнейшей судьбы всех членов семьи. Души родственников связаны между собой, поэтомусмерть и процесс перехода в другой мир души одного может отразиться на остальных.В период шива скорбящему запрещено: работать, мыться, пользоваться косметикой и духами,стричься и бриться, стричь ногти, носить кожаную обувь, надевать выстиранную одежду, осуществлять супружескую близость. Запрещается также изучать Тору, приветствовать людей, развлекаться.В дни шива скорбящему нельзя сидеть на стуле, но только на низкой скамейке (не выше трехладоней, или 24 см), на подушке и т.п. или же на полу. Сидение на низкой скамейке — один из самыххарактерных знаков траура, и на иврите так и говорится: «сидеть шива». Сидение на земле или нанизкой скамейке соответствует также «приниженному» состоянию духа скорбящих. Это — один изспособов выразить тоску и отчаяние, охватившие осиротевших родственников. пать (или лежать)разрешается на кровати нормальной высоты.Очень важно, чтобы родственники и знакомые в дни шива посещали скорбящих, чтобы утешать их. Утешая скорбящих, мы выполняем очень важную заповедь Торы. Человек, сидящийшива, ощущает глубокое одиночество, чувствует себя покинутым и Богом, и людьми. Ему в этовремя совершенно необходима поддержка, и главное для него — видеть, что он не один. Утешениечеловека в трауре, говорит Рамбам, это гмилут хасадим — истинное добро по отношению к мертвому и живущим.Посетителям не рекомендуется много говорить, лучше больше сидеть и молчать, думая обумершем: ведь никакие слова не могут выразить всю глубину сочувствия скорбящим. Не нужноиспытывать неловкость от молчания. Произносимые в таком случае стандартные фразы звучатфальшиво. Утешение выражается не в словах, а в самом факте посещения скорбящих. Тем неменее подобает вспоминать умершего, рассказывать о его достоинствах. Тот, кто умышленно старается не говорить о покойном, полагая, что таким образом отвлекает скорбящих, не понимаетпсихологии горя.Важно также вовремя покинуть дом скорбящего. Визит не должен затягиваться более, чем этонужно скорбящему. Уходя, не прощаются, не говорят «будь здоров» и т.п., но произносят словаутешения: Да утешит вас Всевышний вместе с другими скорбящими о Сионе и Иерусалиме.Почему утешают именно такими словами? Во-первых, таким образом присоединяют скорбящего ко всему народу Израиля, еще раз напоминая ему, что он не одинок, что с ним вместе скорбит весь Израиль. Но есть у этих слов и более глубокий смысл. Уподобляя траур по умершемуобщееврейскому трауру по Сиону (имеется в виду Храм) и святому городу Иерусалиму, мы выражаем мысль о том, что тело человека, так же как и Храм, есть орудие служения Богу. Мы верим,что когда Храм был разрушен, то было разрушено только тело Храма — дерево и камень, но душаего — Шехина, т.е. Божественное Присутствие — не умерла, а лишь ушла в изгнание, и когда Храмбудет восстановлен, душа Храма вернется в его тело. Подобно этому и душа человека не умираетсо смертью тела, а уходит в изгнание; во времена Машиаха (Мессии) мертвые воскреснут, для всехдуш будут снова сотворены тела, и души вернутся в них, чтобы всем вместе во вновь отстроенномХраме служить Богу и подниматься в постижении Божественного света и наслаждении им. И все,что умерший сделал в этом мире хорошего, есть добро не только для других.Все дни шива, даже в Субботу, запрещено учить Тору, ибо она радует сердце тех, кто учит ее.Как сказано об этом в Псалме (19:9), «Законы Бога праведны, они радуют сердце». И, кроме того,изучение Торы отвлекает скорбящего от его горя. Можно, однако, читать и изучать тексты, которые не «радуют сердце» человека и соответствуют духу траура, а именно: книгу Иова, «ПлачИеремии» («Эйха»), те отрывки из книги Иеремии, в которых говорится о бедах и наказаниях (а необ утешении), законы траура. Поскольку скорбящий в дни шива не выходит из дома, принято, чтобы в его доме собирался

миньян, что позволяет скорбящему прочитать Кадиш. Кадиш скорбящего («Кадиш ятом») читается в конце каждой из трех ежедневных общественных молитв. Смысл чтения Кадиша в том, чтоскорбящий примиряется с Божественным Судом и, несмотря на смерть близкого человека, признает справедливость Божественного управления миром (подробнее см. ниже).Дни с 7-го (окончание шива) по 30-й после похорон являются для близких родственниковумершего второй стадией траура, которая именуется шлошим (букв. «тридцать»). Как указывалосьвыше, согласно еврейской мистической традиции, после смерти душа человека постепенно (а несразу) переходит в Другой Мир (и там сначала очищается от тех преступлений, которыми она запятнала себя в этом мире, а потом поднимается к восприятию Божественного света). Этот переход, когда душа «надевает одежды Другого Мира», полностью завершается в период шлошим. Этотже срок — минимальное время наказания, т.е. очищения для души (за исключением отдельныхполных праведников, души которых поднимаются к Божественному свету тотчас же).Правила, которые соблюдаются как во время шива, так и во время шлошим: запрет стрижкиволос и ногтей, бритья, пользования косметикой, ношения новой или свежевыстиранной одежды;запрет на посещение свадеб и различных празднований; запрет на слушание музыки;В случае траура по родителям, после окончания шлошим продолжают соблюдать еще некоторые элементы траура в течение года. Траур по остальным родственникам на шлошим завершается.Во время траура по родителям в течение года не надевают новой одежды, не участвуют в публичных трапезах. Завершением года траура является первый йорцайт (годовщина смерти). 

8. Кадиш 

Кадиш по умершему читают одиннадцать месяцев (еврейских) со дня похорон, и ни дня больше. Читают его только в миньяне. Очень важно, чтобы Кадиш читал сын умершего (или, еслинет сына, его родственник). Если он не может читать каждый день, пусть постарается читатьрегулярно (хотя бы раз в неделю), а на те дни, когда не может прийти молиться и читать Кадишсам, попросит (или наймет) прочесть Кадиш одного из тех, кто будет молиться в миньяне. Приотсутствии сыновей Кадиш читает обычно какой-либо другой родственник умершего, или другсемьи, или другой еврей, нанятый за плату.Кадиш — это одна из самых красивых, значительных и глубоко волнующих молитв в еврейскомБогослужении. Кадиш представляет собой составленное на арамейском языке нерифмованноестихотворение, построенное на ассонансах и четком ритме. Текст Кадиша — отзвук слов Иова,который говорит: «Господь дал, и Господь взял. Да будет Имя Господа благословенно!» (Иов 1:21).Это молитва человека, который в самый горестный момент своей жизни обращается к Богу, вознося Ему хвалу без ропота и жалоб.Текст Кадиша начинается со слов о том, что знание устройства мира принадлежит только Всемогущему Творцу мироздания, а для человека мир остается тайной: «… в мире, сотворенном поволе Его...». Важное место в Кадише занимает тема утешения, которое придет для каждого еврея, —
и не только утешение от скорби в связи со смертью близкого человека, но также и утешение отнашей всеобщей скорби в связи с разрушением нашего древнего Храма и святого города Иерусалима. Таким образом, как и слова утешения, с которыми обращаются к скорбящим, Кадишобъединяет оплакивающих свою личную утрату со всем народом Израиля, скорбящим о своейнациональной трагедии.Есть и еще одна интересная интерпретация Кадиша. Кроме утешения человеку в его скорби,Кадиш несет еще один вид утешения — Творцу. Смерть человека — потеря в воинстве Царя вселенной. Кадиш, в таком случае, — выражение надежды на то, что эта потеря будет восполнена.Всевышний как бы скорбит вместе с нами, оплакивая утрату в Своем воинстве, умаление СвоегоСобственного образа, отраженного в личности умершего. В этом смысле чтение Кадиша — утешение, которое мы приносим Богу в Его потере. Мы говорим йитгадал («да возвеличится»), имея ввиду: «Твое Имя умалено, да будет Оно возвеличено!» Мы говорим йиткадаш («да освятится»),имея в виду: «Твоя святость уменьшилась, да будет она превыше всего!» Мы говорим: веямлих малхутей, т.е. «Твое Царство понесло ущерб, да будет оно восстановлено навечно!» Такая неожиданная интерпретация Кадиша, состоящая в намерении страждущего принести свои соболезнования

Творцу всех людей, есть одновременно и утешение для самого скорбящего. Сознание, что к егоскорби присоединяется не только весь народ, но и Сам Бог, служит для скорбящего источникомтепла и успокоения.Помогая человеку, понесшему утрату, не согнуться в беде, Кадиш по родителям исполняет идругую роль, существенную не только для оставшегося в живых сына, но и для его покойногоотца или матери. Кадиш устанавливает прямую связь между поколениями, соединяя воедино двежизни: ушедшую и продолжающуюся. Когда сын читает Кадиш, он тем самым демонстрируетпродолжение жизни, как бы вырывая умершего у смерти.Более того. Дела детей могут искупить грехи родителей даже после их смерти. Со смертьючеловека земная жизнь его не заканчивается, если после него остались дети. Пока потомство человека живет, живет и он. Сказано в Талмуде (Бава Батра 116а): «Написано: И услышал Арад,… чтопочил Давид… и что умер Иоав» (Книга Царств I 11:21). Почему о Давиде сказано, что он “почил”(уснул), а о Иоаве — “умер”? Потому что Давид оставил после себя сына, а Иоав — нет”. Родителиоказывают влияние на детей, воспитывая их, и дети — не только при жизни родителей, но и послеих смерти — могут влиять на их души. Чтение сыном Кадиша после смерти отца знаменует этопродолжение жизни отца в сыне, преемственность поколений.Таким образом, Кадиш объединяет в общей скорби и общей молитве не только всех евреев,живущих сегодня, но и разные поколения, связывая уже умерших с живущими и с теми, кто ещебудет жить. Эта связь поколений, осуществляемая Кадишем, с одной стороны, помогает сынуискупить свои грехи благодаря заслугам отцов; с другой стороны, она дает ему возможность выступить в роли защитника родителей.Как объяснено выше, согласно еврейской мистической традиции, после смерти тела наступаетпериод очищения души от тех преступлений, которыми она загрязнила себя в этом мире. Очищение душ, виновных во многих грехах и преступлениях, дольше, а тех, на чьем счету преступлениймало, или они раскаивались при жизни, — короче. Полное и искреннее раскаяние, (включающеевсе возможные шаги по исправлению последствий преступления, а также неповторение его в будущем) искупают преступление еще при жизни.Мудрецы учат, что для обычных людей (не абсолютных праведников) минимальный срок очищения составляет один месяц, а максимальный — одиннадцать (и только для злодеев — двенадцатьмесяцев). Это время, когда душа страдает и мучается, и составляет срок чтения Кадиша. ЧтениеКадиша сыном или другим родственником умершего есть признание “Божественного Суда”, ионо облегчает душе пути после смерти.Книга Надава Розенберга Кадиш

Редактировалось: 3 раза (Последний: 16 мая 2020 в 23:13)
Марфуша
Марфуша
  • Сообщений: 602
  • Последний визит:
    Сегодня в 14:57

Navin: ЕВРЕЙСКИЙ ЦИКЛ ЖИЗНИ 

ЕВРЕЙСКИЙ ЦИКЛ ЖИЗНИ может быть только один — это признать Иисуса Христа.

Ибрагим Аббас
Ибрагим Аббас
  • Сообщений: 2369
  • Страна: Россия
  • Вероисповедание: Вне конфессии
  • Последний визит:
    6 сентября 2020 в 13:57

«Тора утверждает, что это подспудное ощущение верно, и после смерти человеческая личность продолжает существовать. Но что же тогда представляет собой смерть, если жизнь продолжается и за гробовой доской»

-- 

«Мертвые ничего не знают» и т.д. (Екклесиаст).

«Строго говоря, и тело человека не исчезает после смерти, его материя остается, только сменяетформу. Труп перегнивает в земле, молекулы, составляющие его, переходят в землю, в растения. Материя, из которой состоит тело, не исчезает со смертью, она только меняет форму, возвращается к своему источнику, как сказал Творец первому человеку: «Ибо прах ты и в прах возвратишься». То же самое и с душой. И она не исчезает со смертью, только сменяет форму» 

-- 

Сравнение интересное, только, во-первых, опять обратимся к Екклесиасту,  а во-вторых, прежде всего то важно, что пример с перегноем материального (вещества) блокирован в развитии смысла: испорченную пищу, которая гниет, никто есть не будет.  То есть, ментально, в фантазии результат достигнут: да, вот пример перехода материи в иное состояние, а значит, теперь можно порассуждать и о душе «за порогом» в опоре на данную аналогию.  А в реальности, вид и запах перегнившей пищи вызовет рвотный рефлекс.  

И что с того, скажете.  Да… вроде бы «ничего особенного», но есть фантазия, а есть реальность.  И как эту реальность, что за ширмой непознаваемости — постичь?  Ладно, допустим, проигнорируем «закавыку» с несварением желудка, и сразу перейдем к потустороннему, мечтая, что душа оставила тело, «трансформировалась»… и прекрасно себя чувствует.  Теперь вопросы: 

1. Душа по смерти переходит на иной, более высокий уровень сущего?  По аналогии с высоким и низким звуком, например. 

Вероятный ответ — да.

2. Для чего в Писании говорится о рождении свыше?  Не для того ли, чтобы душа по смерти могла приспособиться к посмертным условиям «той», иной реальности, не земной, не материальной и прочее…  Значит, может ли душа не подготовленная в духе, перейти порог так, чтобы обрести существование «там»?  

Вероятный ответ — нет.  

Вернемся к «трансформации материи».  Не было ли поспешных выводов в первичном  рассуждении?

А то что душа не исчезает со смертью сказано так же у Екклесиаста, теми же словами: потому что «не знать» может только то, что наличествует, существует, но оно слепо, или спит.  Иначе, было бы написано...

«Мертвые не вмещают дух, ибо и душа исполненная прожитым, в ничто обратилась, и не найти ее».

Но так нигде в Библии не сказано.

Редактировалось: 5 раз (Последний: 5 июня 2020 в 16:28)
Душа есть сила самоприятия. Дух есть сила [самособытия]. Вера есть приятие Истины.
|
Вы не можете участвовать в этом разделе форума.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать на форуме